Сводная таблица для определения трудностей
Педагогические трудности, психологические причины и пути коррекции
Русский язык
Педагогическая трудность |
Причины |
Упражнения |
Определение последовательности звуков в слове |
слабое развитие слуховой памяти |
1, 9, 12, 14, 15, 16, 35 |
Добавление гласных букв, перестановка букв и слогов в словах |
неустойчивость произвольного внимания |
1, 9, 12, 14, 15, 16, 35 |
Зеркальное написание букв |
недостаточность зрительного анализа |
3, 11, 12, 21, 48, 56, 69 |
Списывание с ошибками |
неустойчивость произвольного внимания, слабое развитие кратковременной зрительной памяти |
1, 7, 9, 11, 12, 13, 27, 30, 31, 35, 61, 62 |
Плохо ориентируется в пространстве листа |
недостатки развития анализа пространственных отношений, саморегуляции и самоконтроля |
11, 12, 22, 56 |
Затруднения при подборе родственных слов |
недостаточность мыслительной операции обобщения |
27, 30, 31, 34, 35, 70, 71 |
Не находит ошибки в собственной работе |
низкий уровень самоконтроля и концентрации внимания |
1, 18, 19, 21, 30, 31, 32, 34, 56, 57, 58, 60, 61, 62, 63 |
Чтение
Повторное считывание или пропуск строчки |
Недостатки развития анализа пространственных отношений, неустойчивое внимание |
Упражнения
1, 3, 7, 12, 77 |
Потеря строки при чтении |
Неустойчивое внимание |
1, 6, 11, 12, 77 |
Прочитывание слов с ошибками |
Неустойчивое произвольное внимание, недостаточночность процессов зрительного анализа |
1, 3, 7, 11, 12, 13, 77 |
Низкая скорость чтения |
Недостаточность зрительного анализа, малый объем восприятия и произвольного внимания |
3, 6, 12, 14, 15, 16, 77 |
Ограниченный словарный запас |
Недостаточное развитие памяти, низкая познавательная активность, недостаточный уровень развития операций классификации и обобщения |
10, 17, 18, 19, 24, 25, 27, 28, 29, 44, 77 |
Плохое запоминание прозы и стихов |
Механическое запоминание, недостаточность произвольного внимания, воображения |
10, 17, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 36, 44, 77 |
Трудности при пересказе |
Низкий уровень смысловой обработки текста, недостатки в развитии мышления, воображения, операций анализа, синтеза, обобщения |
10, 17, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 36, 44, 71, 77 |
Механическое чтение (непонимание прочитанного) |
Неустойчивое внимание, неумение выделить главное, недостаточная память. |
10, 18, 19, 22, 24, 25, 29, 30, 36 |
Не выделяет главное в тексте |
Низкий уровень памяти, словесно-логического мышления, вербально-смыслового анализа |
10, 18, 19, 22, 24, 25, 27, 29, 30 |
Математика
Трудности в формировании навыков счета |
Не сформированы навыки планирования, понятия "больше" и "меньше", снижена работоспособность |
Упражнения
2, 3, 4, 7, 8, 66, 79 |
Трудности в назывании компонентов арифметических действий |
Недостаточный уровень смысловой памяти |
8, 18, 19, 66, 79 |
Некрасивое или зеркальное написание цифр |
Недостатки в развитии мелкой моторики, процессов зрительного анализа, пространственных отношений |
2, 4, 69 |
Трудности в решении задач |
Слабое понимание инструкций, неосознанное чтение, низкий уровень мышления и произвольного внимания |
8, 12, 13, 30, 66, 70, 73, 79 |
Плохое знание таблицы сложения, умножения |
Низкий уровень развития механической и долговременной памяти |
8, 13, 70, 77, 79 |
Трудности в усвоении общеучебных умений и навыков
Невнимателен и рассеян |
Низкий уровень развития произвольности, внимания (объема, концентрации, устойчивости), низкий уровень учебной мотивации |
Упражнения
1, 5, 6, 7, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 37, 41, 52, 53, 54, 55, 73, 81 |
Неусидчив |
Низкий уровень развития произвольности и волевой сферы |
5, 6, 7, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 37, 41, 52, 53, 54, 55, 61, 62, 63, 73, 75, 77, 81 |
Не справляется с заданиями для самостоятельной работы |
Несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности |
1, 6, 11, 12, 13, 14, 16, 21, 22, 41, 55, 73, 75, 77, 81 |
Забывает дома учебные принадлежности |
Эмоциональная нестабильность, низкий уровень развития произвольности, концентрации и устойчивости внимания |
12, 14, 15, 16, 41, 73, 75, 77 |
Нуждается в повторении инструкций и помощи учителя (взрослого) |
Низкий уровень произвольности, концентрации и устойчивости внимания, сформированности навыков учебной деятельности |
5, 6, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 27, 32, 37, 41, 73, 75, 81 |
Постоянно переспрашивает учителя |
Низкий уровень произвольности, концентрации и устойчивости внимания, сформированности навыков учебной деятельности, кратковременной памяти |
17, 18, 27, 32, 73, 75, 77 |
Плохо ориентируется в тетради |
Низкий уровень развития мелкой моторики, восприятия ориентировки в пространстве, произвольности |
11, 32, 73, 75, 77, 81 |
Постоянно отвлекается, играет |
Несформированность отношения к себе как к школьнику, низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания, низкий уровень произвольности |
6, 11, 21, 32, 41, 43, 73, 75 |
Опаздывает на уроки |
Несформированность приемов самоконтроля, низкий уровень развития произвольности, концентрации и устойчивости внимания |
41, 43, 73, 75 | |